Утверждено
Приказом № 162/О
От «26» февраля 2015г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательного учреждения
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии:
Законом Российской Федерации от 29 декабря2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”,
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
Гражданским кодексом РФ,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» от 06.10.2009 N 373,
Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиНами 2.4.4.1251-03», утверждёнными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 г.,
Уставом школы.
1.2.Внеурочная деятельность обучающихся МБОУ «СОШ№4» специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.
1.3.Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
1.4.Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей).
1.5.При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ «СОШ №4»
2.1.Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ№4»
2.2.Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
2.3.Занятия внеурочной деятельностью способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:
2.3.1.воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2.3.2.воспитание нравственных чувств и этического сознания;
2.3.3.воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
2.3.4.формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
2.3.5.воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
2.3.6.воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
III. НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.Внеурочная деятельность может быть организована:
· по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.;
· по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
3.2.Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, факультативы, классные часы, тематические беседы, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования; через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1.Участниками внеурочной деятельности являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники.
4.2.Права, обязанности и социальные гарантии педагогических работников, организующих внеурочную деятельность обучающихся определяются законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, трудовым договором, определяющим функциональные обязанности и квалификационные характеристики.
4.3.Руководитель общеобразовательного учреждения определяет функциональные обязанности педагога, организующего внеурочную деятельность обучающихся.
44.Родители несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.
4.5.К педагогическим работникам, организующим внеурочную деятельность обучающихся, предъявляются требования, соответствующие квалификационные характеристики по должности.
4.6. Педагогические работники осуществляют контроль посещаемости учащимися 1-4 классов занятий внеурочной деятельности.
4.7.Администрация общеобразовательного учреждения осуществляет непосредственное руководство внеурочной деятельностью.
V. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Программы внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ.
5.2.Образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности с учетом имеющихся условий и ресурсов. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, может меняться в течение учебного года.
5.3.Оптимальная продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет (количество указывается в соответствии с классом, например, 33 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, наполняемость групп от 10 до 25 человек).
5.4.Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
5.5.Программа внеурочной деятельности должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.
5.6.Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
VI. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организуют работу по разработке программ различных объединений на следующий учебный год согласно запросу учащихся и родителей.
6.2.С целью организации внеурочной деятельности администрация школы может привлекать педагогов учреждений дополнительного образования для организации работы объединений творческого направления. Сотрудничество осуществляется в рамках договора о ресурсном взаимодействии.
6.3.Классный руководитель проводит анкетирование обучающихся и их родителей с представлением основных направлений внеурочной деятельности, на основании анкетирования формируется общий заказ в параллели. На основании заказа заместитель директора по учебно-воспитательной работе составляет расписание курсов внеурочной деятельности.
6.4.В начале каждого учебного года администрация совместно с педагогами дополнительного образования и классными руководителями школы организует презентацию имеющихся объединений.
6.5.Классный руководитель осуществляет тьюторское сопровождение обучающихся класса для организации выбора и в ходе посещения объединения.
6.6.Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем путем формирования индивидуального образовательного маршрута, который должен обновляться 1 раз в полугодие (октябрь и февраль). Занятия детей внеурочной деятельностью в учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта должны подтверждаться документально
VII. ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1.В определении содержания программ МБОУ «СОШ№4» руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей.
7.2.Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
7.3.Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.)
7.4.Образовательные программы могут быть по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
7.5.Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.
7.6.Индивидуальные образовательные программы для учащихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития
VIII. ИНТЕГРАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1.При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на основе Договора о совместной деятельности.
8.2.Механизмы интеграции:
· разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
· кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
· предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
· взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
· совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
IX. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Классификация результатов внеурочной деятельности:
· Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
· Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
· Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой
X. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10.1. Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:
согласование программ на школьных методических объединениях,
внутреннее рецензирование;
рассмотрение программы внеурочной деятельности на методическом совете школы, утверждение директором школы, внешнее рецензирование, если программа авторская
XI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ
11.1. Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы:
· Титульный лист
· Пояснительную записку
· Основное содержание
· Ожидаемые результаты
· Учебно-методический план
· Ресурсное обеспечение
· Список литературы
XII. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение.
Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.
12.2. Предварительный выбор предметов учащимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.
Повторное анкетирование проводится в начале учебного года.
Для учащихся 1 классов набор модулей программы внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании до 1 сентября.
12.3. К 1 октября формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности на основании заявлений родителей (законных представителей) (приложение 1), утверждаются приказом директора. Прибытие и выбытие в группы оформляется через приказ.
12.4. Занятия внеурочной деятельности проводятся после окончания последнего урока.
12.5. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее 10 мин.
XIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.1. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости обучающихся производится в специальном журнале внеурочной деятельности.
13.2. Журнал должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и содержание занятия.
Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.
13.3. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления журналов.
XIV. СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
14.1. Настоящее положение действует с момента утверждения до его отмены либо замены
14.2. В данное положение могут быть внесены изменения и дополнения.